История прихода
В архиве Крестовоздвиженского собора хранится дело Омской Духовной Консистории № 352 об основании Казанской женской общины на земле казаков Омского поселка по прошению инокинь Волковой Екатерины Александровны (дочери священника), Толмачевой Анны Алексеевны (крестьянской вдовы). Просительницы обратились в Омскую епархию с «покорнейшей просьбой разрешить им на этой земле устроить женскую религиозно – просветительную общину с наименованием «Казанской». 10 декабря 1903 года Епархия благосклонно согласилась «разрешить общине жить на казачьих землях», учредив за ней наблюдение священником Свято – Троицкой церкви – Акиндином Правдиным. Освятил храм Архиепископ Омский и Павлодарский Сильвестр 1 июля 1916г., причисленный к лику святых в 2000 году. При монастыре открылись начальная смешанная церковно-приходская школа, в которой по программе министерства народного образования обучалось 22 мальчика и 22 девочки. К концу 1917 года это было крупное, независимое хозяйство. 5 января 1920 года все имущество монастыря (кроме каменного здания храма и культового имущества обоих церквей) перешло в ведение партсобеса и передано в пользование коммуны. В начале года между общежитием монахинь и православным храмом расселились юные коммунары. 13 августа 1921 года пожар проглотил двухэтажный корпус коммуны и уничтожил часть хозяйственных построек. В 1927 году приход церкви во имя Казанской Божией Матери был самым большим в Ленинске и даже в Омске: в нем официально состояло 788 человек. В эти годы храм был особенно посещаем, так как находился рядом курорт с грязелечебницей, и больные часто обращались за помощью к Божией Матери.
Последняя перерегистрация договора и проверка церковного имущества Казанско-Богородицкой церкви произведена 15 ноября 1929 года, а 8 марта 1930 года Сибирским Краевым Административным Управлением (СКАУ) она была закрыта. В 1930 году храм закрыли, монахинь, которые не успели спастись, расстреляли. После закрытия храма как культового учреждения, здание долгие годы находилось под замком. Позже его передали пригородному совхозу №5, который должен был использовать церковь под клуб.
С начала Великой Отечественной войны в здании бывшего храма был устроен временный сборный пункт. После окончания войны здание храма опять закрыли. Летом 1947 – 1948 годов молодежь ходила сюда на танцы. Затем помещение заняли под склад. В 50 – х годах пригородный совхоз №5, который уже с 1936 года принадлежал ОРСу Омской железной дороги, был ликвидирован. Земли переданы городскому подсобному хозяйству, зданием храма пользовалась база Ленинского продторга.
Решением облисполкома от 23 мая 1989 года №139, здание храма бывшего монастыря включено в «Свод памятников истории и культуры Омской области». В 1990 году здание храма передано верующим, а 21 июля храм освящен. Настоятелем церкви иконы Казанской Божией Матери города Омска был назначен Иоанн Михайлович Бабяк.
Информация о нашем храме, собранная на портале https://www.achair.ru:
Сегодня монастырский храм находится в южной части города Омска, на улице названной в честь революционера и дипломата Воровского. А в дореволюционную пору он располагался вне городской черты, вдоль дороги ведущей в Новую станицу.
История основания Казанского женского монастыря имеет под собой интересное устное повествование, к сожалению неподтверждённое пока никакими документальными источниками. В изложении омского краеведа – любителя И. П. Шихатова оно выглядит так. В 1898 году монахини Екатерина Александровна Волкова, к стати дочь священника, и Анна Алексеевна Толмачёва - насельницы Сурского Иоанно- Богословского монастыря Архангельской епархии прослышали, что под Омском есть озеро с целебной грязью. Страдая разными недугами они обратились за советом к самому Святому Праведному отцу Иоанну Кронштадскому. Протоиерей благословил их на поездку и снабдил деньгами. Не близким было путешествие.Сибирский климат и грязевые ванны исцелили немощных странниц, поэтому они решили обосноваться под Омском, в 2 верстах от Чёртовой ямы, целебного озера, грязь которого поправила здоровье благочестивых путниц.
Сестры во Христе решили основать в этих местах женскую общину. Заручившись документально, поддержкой казаков Омского посёлка о выделении под устройство общины 4 десятин земли, они обратились с «Прошением» к Епископу Омскому и Семипалатинскому Сергию. В этом документе, датированным 16. 10. 1902 г. они в частности писали : «Значение монастырей для поднятия религиозно- нравственного состояния православных русских людей не подлежит никакому сомнению, между тем Омская Епархия крайне бедна этими религиозно- просветительными учреждениями. Желая послужить, насколько сил наших достанет этому святому делу, мы решились положить основание женской общине около города Омска… В виду положенного осмеливаемся просить Ваше Преосвященство разрешить нам устройство общины с наименованием её «Казанскай» и разрешить принять от жителей Омского посёлка жертвуемую ими землю …». Наряду с этим прошением, монахинями было составлено и другое. В этом, втором «Прошении» они испрашивали не только благословление Преосвященного на основании женской общины, но и просили Епископа Сергия выдать на имя Анны Толмачёвой книгу для сбора пожертвований в пользу создаваемой общины. Сбор средств они намеревались проводить в пределах Епархии, на что так же и испрашивали разрешение Епархиального Начальства. Однако, Омская Духовная Консистория отказала им в просимом. Главным аргументом отказа послужило то, что сёстры не местные и денег на строительство и содержание общины у них нет. Получив этот нерадостный ответ монахини не оставили свою идею. Ведь их на дело устройства общины благословил сам Святой Праведный отец Иоанн Кронштадский. Начались поиски жертвователей и благотворителей. Первыми из них, кто выразил готовность внести посильную лепту при условии учреждения и строительства монастыря оказались: омский священник Аполлон Волков( 240 руб.), шадринский купец Николай Яковлевич Смирнов ( 300 сосен на строительство и 2000 руб.), купец Колмогоров ( сразу, без разговоров, пожертвовавший лес на сумму 250 руб.) и чиновник Буторин ( 200 десятин земли). Помимо этого устроительницы смогли собрать ещё 5 125 руб. деньгами. И вот, 12. 08.1903 г. они выходят к Епископу Сергию со вторичным ходатайством в котором уже просят освятить место под монастырь, приступить к строительству храма и собирать сестринскую общину.
Получив это ходатайство Епархиальное Начальство ответило, что готово рассмотреть вопрос об учреждении Общины при следующих условиях :
1) Екатерина Волкова и Анна Толмачёва должны подать Епископу Сергию прошение о переводе их из Иоанновского Сакт- Петербургского монастыря, где они перед отбытием в Сибирь проживали 1 год и два месяца, в Михаило- Архангельскую ( Казинскую ) общину.
2) После этого ходатайницы живут в Омском казачьем посёлке, собирают пожертвования, организуют общину. За правильностью их действий наблюдает Священник привокзальной Троицкой церкви на станции Омск Акиндин Правдин.
3) Ходайство о строительстве церкви Екатерина Волкова и Анна Толмачёва должны подать Правящему Епископу только при накоплении достаточной денежной суммы, наличии проекта и сметы.
4) Впредь до официального учреждения общины, либо монастыря будущая «Казанская» обитель является подворьем Михаило- Архангельской
( Казинской ) общины, со всем недвижимым имуществом.
5) Все сёстры, желающие жить на вновь создаваемом подворье должны предварительно поступить в Михаило- Архангельскую ( Казинскую ) общину.
6) Старшую сестру во вновь образуемую общину назначает настоятельница Михаило- Архангельской ( Казинской ) общины с благословления Правящего Епископа.
7) Для совершения богослужений в церкви пригласить по найму, одного из заштатных священников.
Столь жёсткие требования, по нашему разумению объясняются строгостью молитвенной жизни Епископа Сергия (Петрова), что впрочем, не мешало ему быть мягким и доступным для духовенства и прихожан. Напомним, что до принятия монашеского пострига он прошёл хорошую школу подвижничества. Был сотрудником в Алтайской миссии ( 1890 г.). В 1891 г. прикомандирован к Киргизской миссии. По некоторым данным именно здесь он принимает монашеский постриг, становится иеромонахом и несёт послушание в качестве помощника Начальника Миссии. В 1895 г. будучи уже Архимандритом, он сам возглавляет Киргизскую миссию.
Пока Екатерина Волкова и Анна Толмачёва старались выполнить поставленные перед ними условия, Омская Духовная Консистория сделала запрос в место их последнего жительства — Иоанновский Сакт-Петербургский монастырь. Настоятельница вышеупомянутой обители ответила, что рясофорными эти послушницы не были, что дурного поведения и проступков за ними не водилось, а обитель они покинули по собственному желанию.
И вот, наконец, 10.12.1903 г. долгожданное разрешение Омского Епархиального Начальства на устройство Казанской религиозно-просветительной общины было получено.
Далее в хронологическом плане события развивались так:
6. 09. 1903 г. на Омско — Семипалатинскую кафедру назначают Епископа Михаила ( Ермакова ). Смена духовной власти, судя по всему, благоприятно отразилась на дальнейшем устройстве Казанской общины.
К маю 1904 г. план и сметы на строительство здания Казанской общины находились на рассмотрении в Омской Духовной Консистории, в наличии имелись так же стройматериалы на сумму в 1000 руб. Причём, устроительницы и строительницы Общины уговорили подрядчика Кузнецова на строительство здания всего за 3.775 руб., причём по согласию подрядчика, сумма эта могла погашаться в несколько лет. Однако, при всём при этом, благотворители не торопились вносить пожертвования, поскольку не были твёрдо уверены в окончательном устройстве Казанской общины. Это обстоятельство, заставило епархиального наблюдателя, священника Троицкой церкви на железнодорожной станции «Омск» Анкиндина Правдина просить Епископа Михаила , что бы он сам, лично торжественно произвёл закладку здания для Общины. Но Его Преосвященство благословил сделать это благочинному, отцу Илье Богоявленскому вместе с причтом Свято- Троицкой вокзальной церкви.
Закладка была совершена по обычному чину, в совместном молитвенном сослужении отца Благочинного со священником градо – Омской Крестовоздвиженской церкви Аполлоном Волковым. Примечательно, что это произошло 17 мая 1904 г., в Духов день!
22 февраля 1905 г. отец Аполлон Волков становится епархиальным наблюдателем по устройству Казанской женской Общины. Именно по его представлению, 18 марта 1905 г. благославляет устройство домовой церкви в общежитии Общины, выдаёт храмозданную грамоту и утверждает проект главной части иконостаса , составленный для будущего храма инженером- строителем Рымковичем.
К 14 марта 19005 г. двухэтажное здание для Общины было уже выстроено, в домовой Казанской церкви были уже установлены иконостас, престол и жертвенник, а на крыше здания, над помещением церкви был сооружён купол. Колокольня стояла отдельно, на столбах.. По благославлению Правящего Епископа, полученного 8. 04. 1905 г., Священник Аполлон Волков в Вербное Воскресение 1905 г. совершил малое освящение домового храма, водрузил Крест на главку, а так же освятил и повесил колокола. Ему так же был выдан походный Антиминс, так что на Страстную и Светлую седьмицы во вновь устроенном Казанском храме шли службы.
Богослужения имели место быть и в последующее время. Постепенно, с Божией Помощью, для храма приобреталась различная утварь и богослужебные книги. Так, осенью 1906 г. в храме собирались пожертвования на приобретение гробницы с футляром для Плащеницы.
Добрым молитвенником и заботливым отцом был для Казанской Общины священник Аполлон Волков .14 марта 1906 г. он ходатайствует перед новым Омским Епископом Гавриилом ( Голосовым ) об утверждении устроительниц Казанской Общины в права самостоятельного управления ею. Причём, аргументирует эту необходимость «…большим развитием общины и её деятельности по распоряжению о построении её, управлением в нравственно- религиозном отношении живущими в общине, и избежанием различных пустых переговоров, наносящих немалый вред общине …». Его Преосвященство своей резолюцией от 18 марта 1906 г. утвердил самостоятельное управление в Казанской общине, назначив управительницей её Анну Толмачёву, а Екатерину Волкову заместительницей последней. Но основательницы общины, вскоре после своего назначения, по новому распоряжению Епархиального Начальства, вынуждены были её покинуть. Летом 1909 г. Казанской Общиной уже управляла монахиня Сергиевского монастыря Уфимской епархии по имени Ангелина, имевшая 38 лет от роду. Епархиального Наблюдателя тоже сменили, и им стал священник Иоанн Попов. Вообще, для Казанской женской общины, а затем и монастыря, в дореволюционный период весьма характерна частая смена священников. Это явление можно объяснить нелёгкими условиями монастырской жизни, сопровождающейся весьма частыми искушениями. 3 сентября 1912 г. священник Казанского женского монастыря Сергий Полевой был переведен в Михаило-Архангельский женский монастырь Петропавловского уезда. Дьякон-псаломщик церкви с. Лузинского Тюкалинского уезда Хрисанф Викторов рукоположен 11 октября во священника к церкви монастыря. Штатная священническая вакансия при монастыре была открыта Указом Святейшего Синода № 3639 от 27 февраля 1914 г.. В марте 1915 г. священник Казанского женского монастыря Иоанн Венгерский переведен на другое место. 7 апреля того же года священника монастыря Федора Воложенина сменил о. Феодосии Солошко.
На территории общины так же имелись и другие постройки: трапезная, дом для священника, кельи для насельниц и художественная мастерская. Сестры возделывали огород, косили сено, на угодьях взятых у казаков в аренду, а так же засевали 5 десятин пашни. Помимо церковных облачений шили наряды для магазина омской купчихи Шаниной. Община росла, в 1909 году в ней было 24 насельницы, а к 1912 году в общине насчитывалось 3 монахини и 115 послушниц.
Но жизнь не вечна и в общине появились первые покойники… Поскольку уже была домовая церковь, то Консистория разрешила открыть монастырское кладбище. И снова казаки, под это последнее земное пристанище дарят ещё четыре десятины земли ( одну десятину для почивших насельниц обители, а три других- для погребения мирских лиц, поживающих в районе станции «Омск»). Документально это было закреплено в казачьем делопроизводстве 29.03.1906 года. Н а наш взгляд, эту дату и следует считать основанием кладбища Казанского женского монастыря, впоследствии получившего наименование Старо-Южного.
В общине стали подумывать о статусе монастыря. Обратились с просьбой к Владыке. 26.11.1909 г. по благославлению Епископа Гавриила вышел консисторский «Указ» об утверждении устава Казанской общины. Для получения статуса монастыря Общине нужна собственная земля. Пароходчик и купец Николай Яковлевич Смирнов в 1910 году подарил имеющиеся у него 130 десятин земли. Участок находился в 60 верстах от общины. А 12 марта 1912 г. Синодальным Указом Община была обращена в женский монастырь.
18 июня 1916 года Священномученик Сильвестр уже освящал вновь возведённый монастырский храм во имя иконы Казанской Божией Матери. Строительство каменного храма вместимостью на 500 человек было начато ещё в 1911 году. В начале лета 1915 года И. д. настоятельницы Казанского монастыря монахиня Магдалина уже испрашивала разрешение у Омской Духовной Консистории и временно управляющего Омской Епархией Викарного Епископа Киприана дозволение на поднятие крестов на только что окончен-ный постройкой храм. Это торжество просительница хотела осуществить 14 июня 1915 г., на что ей было дано соответствующее благословение и разрешение. Прошёл год , в течение которого судя по всему производилась внутренняя отделка храма и 1 июля по новому стилю новый монастырский храм был освящён Архиерейским чином.
По компетентному мнению кандидата исторических наук, искусствоведа Н.И. Лебедевой При составлении проекта архитектор пользовался образцовыми чертежами церкви в русском стиле (проект № 15 из альбома 1899 г.), но он увеличил размер трапезной. Церковь во имя иконы Казанской Божией Матери в плане представляет собой крест. Южный и северный приделы и апсида имеют пятигранную форму. Завершался храм шлемовидным куполом на высоком барабане, прорезанном окнами, колокольня была шатровой. Декоративные элементы выполнены из лекального кирпича: арочные проемы окон имеют обрамления в виде кокошников, поддерживаемых трехчетвертными колонками, стены украшены нишками и поясками.
В декабре 1919 года монастырь превращен в приют для беспризорных. 22 декабря 1919 г., решением губернского революционного комитета, было поручено Н.М. Николаеву принять все имущество от игуменьи монастыря и «весь живой и мертвый инвентарь» и разместить в монастыре первую в Омской губ. детскую трудовую коммуну названную именем профессионального революционера Антона Валека. А тов. Николаеву, советской безбожной властью было предоставлено право выселить из пределов монастыря всех находящихся в нем монахинь. Большинство из них выселили на монастырскую заимку, а больным и старым оставили на территории монастыря один домик. Коммунары, к которым присоединили умственно-дефектных детей, жили в ужасных условиях — без тепла и света, впроголодь, так как у них изъяли «излишки» продовольствия. Кормили детей в основном монахини, сами собиравшие подаянием пищу у местного населения. Летом 1921 г. сгорел главный корпус бывшего монастыря, тот самый в котором была устроена первая церковь. В августе того же года из погоревшей Коммуны был вывезен 61 ребёнок, хотя первоначальная численность детей достигала 200 человек.
В конце 1921 году новая власть возвратила общине монастырь в «бессрочное и бесплатное пользование». В 1927 г. приход церкви во имя Казанской Божьей Матери был самым большим в Ленинске и даже в Омске: в нем официально состояло 788 человек тихоновской ориентации. В эти годы храм был особенно посещаем, так как рядом находился курорт с грязелечебницей, и больные часто обращались за помощью к Божией Матери.
8 марта 1930 года по решению Сибирского краевого административного управления состоялось официальное закрытие монастыря и было полностью изъято его имущество. В ликвидационном акте перечислены ценности и адреса, по которым они направлены: изделия из благородных металлов — в иностранное отделение Госбанка Москвы; позолоченные предметы (металл, дерево) - в Омское ГПУ; парчовые одежды - утварь - в антикварную контору Госторга в Ленинград; медные и бронзовые культовые предметы и 5 колоколов – в омский «Рудметалл », 30 других наименований переданы в Ленгокомхоз, а 9 - в Омский краеведческий музей. Согласно «Акта» это были: позолоченная гробница находящаяся в полной исправности,бархатные плащаницы, вышитые серебром и золотом, дарохранительницы, звездицы с каменьями, иконы в дорогих окладах, Евангелие в дорогом окладе. К сожалению, дальнейшая их судьба неясна. Ни одного из вышеназванных предметов на сегодняшний день в музейных фондах обнаружить не удалось. Сохранилась легенда, что, когда с колокольни снимали колокола, а с глав кресты, одна из монахинь упала замертво, не вынеся поругания храма и веры.
Через несколько лет опустевший монастырь передали пригородному совхозу № 5. Его руководство решило использовать церковное здание под клуб. Новые хозяева перво-наперво сбросили вниз остроконечную башню колокольни. Внутри помещения содрали оставшиеся росписи, отштукатурили, побелили. Вдоль стен поставили длинные некрашеные скамьи. После чего, перекрыли купол и в верхней части здания разместили столовую. Затем разобрали барабан и купол, а столовую спустили вниз. Клуб вместе со столовой использовались только в летнее время из-за отсутствия отопления. На зиму же его закрывали.
В годы Великой Отечественной войны 1941-45г.г. в здании бывшего Казанского монастырского храма находился сборный пункт военкомата. После чего долгие годы у здания не было хозяев. В 1979 г. его передали на баланс управления Ленинского райпродторга под склад овощной базы, которая более десяти лет пребывала в нём.
Решением облисполкома № 139 от 23 мая 1989 г. здание храма признано памятником истории и культуры местного значения. А в июле 1990 г. оно передано верующим. В храме был произведен ремонт, устроен иконостас, стали проводиться богослужения. Так же была возведена колокольня и сегодня 6 колоколов приглашают верующих на службы и радостно возвещают прихожанам о праздниках. Икона Казанской Божией Матери подарена храму Высокопреосвященнейшим Феодосием, Митрополитом Омским и Тарским.
21 ноября 1994 г. Святейший Патриарх Алексий II благословил воссоздание Казанского монастыря. А 3.12.1994 г. за №51 последовало Постановление Священного Синода об открытии в г. Омске Казанского женского монастыря.
Духовником возрождённой обители стал настоятель храма, протоиерей Иоанн Бабяк. В монастыре совершается постриг монахинь. Для насельниц устроены кельи. Монахини несут послушание в доме престарелых и больнице.
Монастырь духовно просвещает детский дом, детский сад, дом престарелых, больницу №6, центр социального обеспечения «Родник». С 1998 года организована воскресная школа для детей и взрослых.
На сегодняшний день в Казанской обители подвизаются 3 инокини и около 10 послушниц. В целом же, приход храма насчитывает более 100 верующих.
Рядом с церковью установлен памятник всем монахиням Казанского женского монастыря, пострадавшим от безбожной власти, их имена высечены на основании стелы.
Информация о нашем храме, собранная на портале https://www.pravenc.ru/:
Женский монастырь в часть Казанской Иконы Божией Матери (Омской епархии Омской митрополии), находится в г. Омске. Основан решением Синода от 23 февр. 1912 г. на базе Казанской общины, располагавшейся в Новой станице Омского уезда Акмолинской обл. Устроение общежительного монастыря (далее О. м.) инициировали послушницы Екатерина Александровна Волкова (дочь священника) и Анна Алексеевна Толмачёва (крестьянская вдова) - насельницы Сурского во имя апостола Иоанна Богослова и санкт-петербургского во имя преподобного Иоанна Рыльского жен. мон-рей. В 1898 г. по благословению св. прав. Иоанна Кронштадтского (Сергиева) они прибыли в Омские степи «для восстановления здоровья» в озерах с целебными грязями. Казаки Новой станицы согласились выделить из своего Юртового надела 4 дес. земли для создания новой обители. Получив согласие войскового наказного атамана, землевладельцы 6 окт. 1902 г. подписали приговор, согласно к-рому дарованная земля «должна находиться в распоряжении организуемой общины до тех пор, пока таковая будет существовать». Сестры обратились к епископу Омскому и Семипалатинскому Сергию (Петрову) с просьбой об устроении «религиозно-просветительной общины» в честь Казанской иконы Божией Матери. 12 авг. 1903 г. послушницы вторично направили еп. Сергию прошение. 10 дек. 1903 г. община была официально утверждена, при этом Омская духовная консистория отказала сестрам в просьбе выдать на имя Толмачёвой книгу для сбора пожертвований в пределах епархии. Первыми благотворителями общины стали священник омской Крестовоздвиженской ц. Аполлон Волков (ок. 1845-1928?), передавший послушницам 240 р., шадринский купец Н. Я. Смирнов, пожертвовавший 4200 р. и 300 сосен на монастырское строительство, купец Я. Н. Колмогоров, чиновник Буторин, а также насельницы с.-петербургского Иоанновского мон-ря.
Наблюдение за сестрами общины было поручено 25 нояб. 1903 г. священнику Свято-Троицкой ц. Акиндину Правдину († после 1923), а 22 февр. 1905 г.- свящ. Аполлону Волкову. 22 марта 1904 г. свящ. Акиндин представил в Омскую духовную консисторию утвержденные главным архитектором Акмолинской губ. М. И. Шухманом (1862-1941) смету на строительство сестринского корпуса на сумму 4 тыс. р. и план зданий обители. В мае 1904 г. благочинный свящ. Илия Богоявленский совершил закладку, а 8 апр. 1905 г. свящ. Аполлон Волков освятил деревянное 2-этажное здание с домовой ц. в честь Казанской иконы Божией Матери. Рядом была поставлена деревянная колокольня на столбах, к северо-западу устроены трапезная, иконописная и др. мастерские, кладовые, дом священника и кельи послушниц. 4 сент. 1906 г. Новая казачья станица выделила еще 4 дес. земли для монастырского кладбища, к-рое впосл. стало именоваться Старо-Южным или Порт-Артурским.
14 марта 1906 г. свящ. А. Волков ходатайствовал перед новым епископом Омским и Семипалатинским Гавриилом (Голосовым) об утверждении Волковой и Толмачёвой в правах самостоятельного управления, аргументировав это «большим развитием общины». 18 марта того же года еп. Гавриил утвердил самостоятельное управление в общине, назначив управительницей Толмачёву, а заместительницей - Волкову. К кон. 1908 г. общину возглавляла бывш. насельница Сергиевского мон-ря Белебеевского у. Уфимской губ. 38-летняя мон. Ангелина, надзор осуществлял свящ. Иоанн Попов (1878-1931). В 1909 г. в обители проживали 24 насельницы. Сестры вышивали гладью, вязали, стегали одеяла и сбывали продукцию в магазин омской купчихи М. А. Шаниной (1864-1920), а также занимались огородничеством (засевалось 5 дес. пашни). В 1909 г. шадринский купец Смирнов передал общине мельницу на Атаманском хуторе со 130 дес. земли стоимостью 15 тыс. р. Участок находился в 60 верстах от общины (Омские ЕВ. 1909. Ч. офиц. № 10. С. 2).
26 нояб. 1909 г. по благословению еп. Гавриила Омская духовная консистория утвердила устав Казанской общины, а по определению Синода от 23 февр. 1912 г. она была обращена в Казанский общежительный мон-рь «с таким числом, какое окажется в состоянии содержать на собственныя средства» (Омские ЕВ. 1912. Ч. офиц. № 6. С. 44-45); настоятельницей назначена мон. Ангелина (возведена в сан игумении). В 1912 г. в О. м. проживали 3 монахини и 115 послушниц, в 1914 г. обитель возглавила мон. Елена, вскоре возведенная в сан игумении. Служивший в О. м. свящ. Сергий Полевой 3 сент. 1912 г. был переведен в Михаило-Архангельский жен. мон-рь Петропавловского у. (Там же. № 19. С. 6). 11 окт. того же года во священника монастырской церкви был рукоположен диак. Хрисанф Викторов. В 1913-1914 гг. при О. м. служили священники Алексей Преображенский, Сергий Грацианов, затем - Иоанн Венгерский, Феодор Воложенин, Феодосий Солошко.
В 1911-1916 гг. в мон-ре был возведен и 1 июля 1916 г. архиепископом Омским и Павлодарским сщмч. Сильвестром (Ольшевским) освящен каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери, рассчитанный на 500 прихожан. Средства на строительство (25 тыс. р.) пожертвовала среди прочих с.-петербургская вдова Л. Е. Головесова. В июне 1915 г. крестьянин И. П. Тренин передал обители 900 р. на покупку колокола. Церковь, построенная из красного кирпича, в плане представляла собой крест. Южный и северный приделы и апсида имели 5-гранную форму. Завершался храм шлемовидным куполом на высоком барабане, прорезанном окнами. Декоративные элементы храма выполнены из лекального кирпича: арочные проемы окон имеют обрамления в виде кокошников, поддерживаемых 3/4-ными колонками, полуциркульные окна оформлены наличниками. Гладкие стены храма с пилястрами украшены нишами и поясками. К собору примыкала 3-ярусная шатровая колокольня с 8-гранным ярусом звона (Лосунов. 2009. С. 135). К 1917 г. на территории О. м. были построены деревянные храмы - во имя свт. Николая Чудотворца (не сохр.) и во имя вмч. Пантелеимона (не сохр.), келейный корпус.
Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. 1911–1916 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: Омская епархия
Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. 1911–1916 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: Омская епархия
К 1914 г. О. м. располагал 93 дес. пахотной, 10 дес. сенокосной земли, а также 16 дес. «под лесом» и 11 дес. «под болотом»; 43 дес. мон-рь обрабатывал «собственными средствами» (Голошубин. 1914. С. 873). В 1915 г. Омское переселенческое управление передало для обширного хозяйства мон-ря (20 лошадей, 40 коров, козы, овцы) еще 300 дес. земли.
Больным жителям окрестных поселений монахини оказывали медицинскую помощь. При О. м. имелась начальная смешанная церковноприходская школа, в к-рой по программе Мин-ва народного образования обучались 22 мальчика и 22 девочки. Среди дисциплин преподавали живопись и музыку. В иконописной мастерской О. м. в нач. XX в. по просьбе игум. Магдалины была написана чтимая икона Божией Матери «Отрада и Утешение». Впосл. этот образ, сохраненный насельницей О. м. мон. Фомаидой, был передан в омский храм во имя Царственных страстотерпцев.
В дек. 1919 г. решением Губ. революционного комитета на территории О. м. была устроена детская трудовая коммуна им. А. Я. Валка. 5 янв. 1920 г. все имущество обители (кроме каменного храма и «культового имущества»), принятое по акту М. Н. Николаевым, было передано в пользование коммуны. Дети проживали главным образом в 2-этажном корпусе (1904-1905). Коммунары трудились на земельных участках, работали на соседних «показательных огородах». Большинство насельниц выселили из О. м., престарелые и больные сестры проживали в одном из монастырских домов. 13 авг. 1921 г. во время пожара сгорели 2-этажный корпус коммуны и часть хозяйственных построек. Вскоре решением Oмского губисполкома коммуна была выселена из обители.
5 дек. 1921 г. община при Казанском храме заключила с юридическим отделом Губ. революционного комитета договор, по к-рому приняла «в бессрочное и бесплатное пользование» церковное здание со всей необходимой для богослужения утварью. К 1927 г. Казанский приход (788 чел.) считался самым крупным в Омске. 8 марта 1930 г. Сибирское краевое адм. управление приняло решение о закрытии церкви, небольшую часть вещей (9 предметов, в т. ч. позолоченную гробницу, бархатные плащаницы, вышитые серебром и золотом) передали в Омский краеведческий музей, большую часть предметов - в Иностранное отд-ние Госбанка (Москва), в Омское ГПУ, в Антикварную контору Госторга (Ленинград). Медная и бронзовая богослужебная утварь, в т. ч. 5 колоколов, поступила в омский «Рудметалл».
Здание Казанской ц. перестроили под клуб пригородного совхоза № 5, для чего снесли остроконечную башню колокольни и верхнюю часть храма. Мн. сестры подверглись репрессиям. Монахини Евдокия († 1952), Ирина († 1951) и Серафима (Верейкина; † 1993) переехали на окраину Омска в пос. Игнатовка, где составляли общину т. н. непоминающих. 23 апр. 1931 г. мон. Серафима была арестована за «участие в контрреволюционной монархической организации», 28 сент. того же года Омским оперсектором ОГПУ осуждена по ст. 58-11 УК РСФСР, а в марте 1932 г. Особым совещанием при Коллегии ОГПУ освобождена из-под стражи. В 1951 г. в этой общине поселились сестры Христина и Феодора Григорьевны Воробьёвы.
После начала Великой Отечественной войны, в 1941-1942 гг., в здании храма размещался временный сборный пункт. Ок. 1948 г. помещение храма оборудовали под склад. После ликвидации в 50-х гг. XX в. совхоза № 5 в церкви располагалась овощная база Ленинского районного продторга. Решением Омского облисполкома от 23 мая 1989 г. здание Казанской ц. включено в «Свод памятников истории и культуры Омской обл.», в июле 1990 г. передано Омской епархии, а 21 июля того же года освящено. Однако др. монастырские постройки возвращены не были. Настоятелем храма назначен свящ. Иоанн Бабяк (с 2010 протоиерей).
В церкви произведен ремонт, поставлен иконостас; заново отстроена колокольня. Среди чтимых святынь - ковчежец с частицей мощей свт. Игнатия (Брянчанинова) (привезен из Толгского ярославского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыря), др. ковчег с частицами мощей Дивеевских преподобных Александры, Елены и Марфы, Казанский образ Божией Матери, икона «Неувядаемый Цвет» и образ св. блгв. кн. Александра Невского, до 1930 г. пребывавшие в монастырском храме, а затем сохраненные омскими монахинями и возвращенные в Казанскую ц. Также почитается образ Божией Матери «Всецарица».
Решением Синода от 3 дек. 1994 г. при Казанском храме возобновлен О. м., духовником и старшим монастырским священником назначен Иоанн Бабяк. Ок. 2000 г. в обители проживали 3 монахини и неск. послушниц, но к 2018 г. монастырская жизнь пресеклась, Казанский храм является приходским. С 1998 г. при церкви действует воскресная школа для детей и взрослых, размещенная в бывш. заводском здании (70-е гг. XX в.).
Рядом с О. м. поставлен памятник (1994), на к-ром увековечены имена омских сестер, пострадавших в годы репрессий, в т. ч. игумений Елены, Гавриилы и Евпраксии, схимонахинь Антонии и Аполлинарии, монахинь Ксении, Макарии, Ангелины, Варвары, Магдалины, Евпраксии, Марины, Марии, Серафимы, Ирины, Ариадны, Аркадии, Софронии. В 2005-2007 гг. близ О. м. расчищена от мусора территория бывш. монастырского Старо-Южного кладбища, в 2008 г. здесь построена часовня.
Популярные новости
Приезд нового Митрополита Омского и Тарского
Стала известна примерная дата, когда в Омск приедет новый митрополит Дионисий. Назначенному накануне главе Омской митрополии необходимо сдать дела в Москве, и ближе к концу следующей недели ожидается его приезд в Омск.
В канун праздника Казанской иконы Божией Матери митрополит Омский и Таврический Дионисий совершил всенощное бдение в нашем храме
В канун праздника Казанской иконы Божией Матери митрополит Омский и Таврический Дионисий совершил всенощное бдение в храме Казанской иконы Божией Матери
Воспитанники нашей воскресной школы посетили Монастырь
Воспитанники воскресной школы нашего Храма посетили Никольский мужской монастырь в деревне Большекулачье Омского района


