Новости Православия
Лауреатами Патриаршей литературной премии 2023 года стали протоиерей Владимир Вигилянский, Светлана Кекова и Валерий Хайрюзов
Вечером 31 мая 2023 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил XII торжественную церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Патриаршая литературная премия за последние годы стала одним из самых ярких явлений в отечественной литературе. Ежегодно ее удостаиваются писатели, которые вносят особый вклад в развитие русской словесности, укрепление нравственных основ общества через свои произведения, а также стремятся в своем творчестве сохранить преемство духовной традиции отечественной культуры.
На церемонии присутствовали: председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент; председатель Синодального миссионерского отдела епископ Луховицкий Евфимий; личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла архимандрит Алексий (Туриков); заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации игумен Иоанн (Рубин); ректор Угрешской духовной семинарии игумен Мефодий (Зеньковский); заместитель руководителя Пресс-службы Патриарха Московского и все Руси Н.И. Державин; настоятельница Новодевичьего монастыря г. Санкт-Петербурга игумения София (Силина); заместитель министра культуры Российской Федерации Н.А. Преподобная, заместитель председателя комитета по экономической политике Совета Федерации ФС РФ К.К. Долгов; президент Международного Фонда духовного единства народов В.А. Алексеев; ректор Московской государственной консерватории А.А. Соколов; президент Российской библиотечной ассоциации М.Д. Афанасьев; председатель правления Союза писателей России Н.Ф. Иванов; президент Российской государственной библиотеки В.В. Федоров; главный редактор литературного журнала «Новый мир» А.В. Василевский; главный редактор литературного журнала «Знамя» С.И. Чупринин; директор Высшей школы печати и медиаиндустрии Московского политехнического университета Е.Л. Хохлогорская; ректор Московского государственного лингвистического университета И.А. Краева; сотрудники Издательского Совета Русской Православной Церкви, Издательства Московской Патриархии и других синодальных учреждений, духовенство и монашествующие.
Также мероприятие посетили члены Палаты попечителей Патриаршей литературной премии, российские литературоведы, журналисты, представители ряда государственных и общественных организаций, деятели культуры.
Вели церемонию артисты Сергей Борзов и Елена Юркина.
Церемония транслировалась в прямом эфире телеканалов «Союз», «Спас», на сайте Издательского Совета Русской Православной Церкви и на информационном портале Правчтение.ру.
В начале вечера состоялась демонстрация фильма о Патриаршей литературной премии. Премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия не случайно носит высокое и почетное звание «Патриаршая» — на протяжении всех лет ее существования Святейший Патриарх Кирилл с вниманием и отеческим попечением относится к развитию и распространению книжной культуры на всем пространстве канонической территории Русской Церкви.
Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам и гостям церемонии вручения Патриаршей литературной премии, а также к многочисленным телезрителям с Первосвятительским словом:
Ваше Высокопреосвященство! Досточтимые отцы, братья и сестры!
Сердечно приветствую всех вас — участников торжественной церемонии награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Отрадно, что каждая наша встреча становится поводом для серьезного разговора об отечественной культуре, о путях развития русской словесности и тех духовно-нравственных ценностях, которые ее сформировали и поныне определяют своеобразие нашей литературы.
Продолжая добрую традицию подобных совместных размышлений, хотел бы подчеркнуть символичность времени, в которое проводится церемония избрания и награждения лауреатов нашей литературной премии. А проходит эта церемония обычно в период между днем памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия — святых покровителей премии, и днем рождения Александра Сергеевича Пушкина, с чьим именем связывают формирование современного языка, начало расцвета русской поэзии и всей русской литературы в целом.
Эти две даты символически обозначают важнейшие вехи в истории русской культуры. Миссионерские труды Солунских братьев, стоявших у истоков славянской письменности, открыли нашему народу богатство христианской веры, приобщили их к свету евангельской истины. Творчество же Пушкина знаменует новый этап в развитии русской литературы, вошедший в историю как «золотой век» отечественной словесности.
Итак, с одной стороны — создание славянской письменности, с другой — расцвет русской литературы. Между этими событиями практически тысяча лет. Разумеется, они не были заполнены вакуумом. Русская литература родилась вовсе не в XVIII-XIX веках, она возникла «не вдруг» и выросла не одиноким деревом в чистом поле. Более того, скажу сейчас несколько дерзновенную мысль: то, что предшествовало так называемому «золотому веку», что подготовило его и сделало возможным появление литературных шедевров Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого, Островского и других гениальных русских писателей, поэтов и драматургов, стяжавших общемировую известность, было не менее важно, а в чем-то, быть может, даже более весомо и значительно для самой русской культуры.
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, уподобляя культуру «горному леднику, движущемуся медленно, но необычайно мощно», настаивал на том, что в корне неверны представления о том, «будто литература только "питается" жизнью, "отражая" действительность, прямолинейно стремится ее исправить». Напротив, отмечал Лихачев, «литература в огромной мере самодостаточна. Питаясь во многом за счет ею же самою созданных тем и образов, она бесспорно влияет на окружающий мир и даже формирует его»1.
На протяжении столетий наша литература насыщалась христианскими образами и символами, питала народную жизнь верой, формировала национальные идеалы. Думаю, не будет преувеличением сказать, что внимание к человеку, к его душе и движениям сердца — все то, в чем так преуспела русская литература, что составляет ее характерную особенность и определяет огромный вклад в общемировую культуру, — во многом произрастает из тех ценностных установок, на которые ориентировалась литература предшествующих эпох.
Вот взять, скажем, жития святых. Поистине «излюбленное чтение наших предков», — свидетельствовал Георгий Петрович Федотов2, исследовавший феномен древнерусской религиозности. Можно сказать, что истории о жизни и подвигах святых были своего рода художественной литературой того времени, но только литературой, основанной, как мы бы сказали сейчас, на реальных событиях. О большой популярности этого жанра словесности — не только среди монахов, но и среди мирян, заказывавших себе житийные сборники, — говорит и огромное число3 дошедших до нас списков и редакций ряда житий.
В чем же был секрет такой распространенности подобных произведений? Яркие рассказы о подвижниках — о тех, кто делом явил свою верность Богу, — производили сильнейшее впечатление на людей, вдохновляли их и давали решимость жить по-христиански. Примеры святых, «их идеал веками питал народную жизнь; у их огня вся Русь зажигала свои лампадки», как об этом замечательно писал Федотов4. Сонм угодников Божиих, которых породила русская земля, — самое убедительное тому подтверждение.
Если позволите, что-то расскажу из своей личной истории. Как вы знаете, я родился и воспитывался в глубоко религиозной семье, и жития святых были у нас практически каждодневным чтением. Нам не читали сказки, нам читали жития святых, и я вспоминаю то душевное состояние, которое складывалось под влиянием этих повествований, особенно когда речь шла о мучениках, об исповедниках, о тех, кто жизнь свою положил за Христа.
Действительно, жития святых — это совершенно особый жанр церковной словесности. Порою людям кажется, что святость — это что-то далекое, нереальное, что святые подвижники были раньше, во время оно, а сейчас этого вовсе нет. Однако проблема, безусловно, не в людях. «Многие приступают ко Господу — немногие решаются последовать Ему. Многие читают Евангелие, услаждаются, восхищаются высотою и святостью учения его, — немногие решаются направить поведение свое по правилам, которые законополагает Евангелие». Так писал святитель Игнатий (Брянчанинов), выдающийся иерарх Русской Православной Церкви XIX века, сокрушаясь о духовной немощи христиан. К сожалению, его слова справедливы и по сей день. Приступая ко Господу, мы должны вооружиться не только верой, но и решимостью следовать за Ним.
Что же можно сделать, чтобы преодолеть дефицит этой решимости? Прежде всего нужны яркие примеры. Как известно, слова назидают — примеры влекут, и это аксиома. Литература может помочь решить эту важнейшую духовную задачу: используя доступные ей художественные средства, она способна убеждать, вдохновлять и побуждать. Задача литературы сегодня — убрать зазор между эпохами и убедительно показать, что христианская святость — это не что-то недоступное, не предания старины глубокой, как порою ошибочно думают некоторые люди и тем самым оправдывают свои немощи. Ведь у нас есть не только опыт древних подвижников благочестия, но и удивительные примеры новомучеников и исповедников XX века, о которых необходимо рассказывать современникам. Они близки к нам, это почти наши современники, и потому опыт их жизни, их религиозный опыт и, конечно, пережитые ими страдания и мученическая смерть не могут не вдохновлять нас, укрепляя нашу веру и нашу готовности следовать за Христом даже по самым трудным жизненным путям.
Подлинная русская литература в основе своей христианская. Свидетельство тому — и произведения лауреатов и номинантов прошлых лет и этого сезона.
Нынешний 2023-й год объявлен Годом русского языка, а также Годом педагога и наставника. Хотел бы выразить надежду на то, что вручение Патриаршей литературной премии также станет важным вкладом в развитие русской словесности и воспитание подрастающего поколения, ведь литература во многом формирует мир человека, особенно мир ребенка.
Известный отечественный педагог Константин Дмитриевич Ушинский, 200 лет со дня рождения которого отмечается в этом году, понимал и старался5 донести до других, что знания сами по себе не сделают человека хорошим, не поменяют его к лучшему — для этого нужно воспитание. «Читать — это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело»6. Действительно, прочитанное должно проходить через собственный анализ, через собственную оценку, и лишь тогда то, что было почерпнуто из чтения, становится частью нашей культуры и влияет на формирование нашей личности.
Добрые, качественные книги на русском языке, с христианским нравственным содержанием, сегодня особенно востребованы на новых российских территориях. Знаю, что люди спрашивают их в библиотеках. В течение долгого времени такие книги, к сожалению, вытеснялись и заменялись, мягко говоря, сомнительными изданиями. Сегодня очень важно, чтобы на эти земли вновь пришла настоящая литература, чтобы современные дети, подростки, молодежь росли и взрослели именно на ней. Поэтому всегда очень радуюсь, когда узнаю, что на территорию Донбасса, Луганска и Запорожья отправляются большие партии книг.
Сегодня здесь собрались авторы, которые творят литературу глубокую, нравственную, отзывающуюся в сердцах людей самыми добрыми чувствами и побуждающую к серьезным духовным размышлениям. Хотел бы выразить всем вам свою искреннюю признательность за труды, способствующие христианскому воспитанию и просвещению наших современников. Это дает надежду, что русская литература, а вместе с ней и русская культура в целом будут развиваться в правильном направлении. Дай Бог, чтобы мощный горный ледник нашей словесности, продолжая свое неослабное движение вперед, творчески осмыслял опыт предшествующих эпох и созидал настоящую культуру, основанную на непреходящих духовно-нравственных ценностях, ведь в конечном счете, как верно отмечал Лихачев, именно «культура — это то, что в значительной мере оправдывает пред Богом существование народа»7.
Призываю на всех вас и на ваши труды благословение Божие и желаю дальнейших успехов на литературном поприще. Благодарю за внимание.
В 2023 году была рассмотрена 31 заявка на соискание Патриаршей литературной премии из разных регионов России, а также из Белоруссии и Латвии. Совет экспертов премии рассмотрел состав «длинного» списка и предложил кандидатуры номинантов Премии. В ходе заседания в апреле с.г. Палатой попечителей был утвержден «короткий список» номинантов Премии.
В список номинантов Патриаршей литературной премии 2023 года вошли 9 человек:
- Анатолий Аврутин (Минск),
- Вячеслав Бондаренко (Минск),
- протоиерей Владимир Вигилянский (Москва),
- Александр Дворкин (Москва),
- Геннадий Иванов (Москва),
- Светлана Кекова (Саратов),
- Игорь Смолькин (Псков),
- Алексей Солоницын (Самара),
- Валерий Хайрюзов (Иркутск).
Имена лауреатов определяются тайным голосованием. Для подсчета голосов из числа членов Палаты попечителей была сформирована Счетная комиссия в следующем составе:
- президент Российской государственной библиотеки В.В. Федоров,
- драматург, лауреат Патриаршей литературной премии В.Ю. Малягин,
- поэт, искусствовед, лауреат Патриаршей литературной премии Ю.М. Кублановский.
Состоялись выборы лауреатов Патриаршей литературной премии. Во время голосования и подсчета голосов на экранах демонстрировались фильм и фрагменты интервью с каждым из номинантов премии 2023 года.
По результатам голосования лауреатами Патриаршей литературной премии 2023 года стали:
- писатель протоиерей Владимир Вигилянский (Москва),
- поэт Светлана Васильевна Кекова (Саратов),
- прозаик Валерий Николаевич Хайрюзов (Иркутск).
Святейший Владыка вручил лауреатам сертификаты, дипломы и знаки премии — медали и хрустальные фигуры с изображением святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Каждый из лауреатов обратился со словом к участникам церемонии и выразил благодарность Святейшему Патриарху Кириллу за высокое признание и награду.
Затем на сцену были приглашены все номинанты премии 2023 года, каждому из которых Предстоятель Русской Церкви вручил Патриарший знак «За вклад в развитие русской литературы» и диплом.
Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с заключительным словом.
«Дорогие братья и сестра!
Хотел бы поздравить и лауреатов, и номинантов. Вы вносите реальный вклад не только в современную русскую литературу, но в духовную жизнь нашего народа. Ведь так и должна действовать высокая литература — на сознание, на душу человека, пробуждая лучшее и помогая человеку бороться со своими собственными страстями, грехами, со всем тем, что омрачает его личную жизнь, а в контактах с людьми омрачает и жизнь ближних.
В каком-то смысле высокая литература делает то же, что и Церковь, но другими средствами и другими способами. Если писатель сознает ответственность за результаты своего труда, за то, какой след сказанное и написанное им слово оставляет в душах людей, если он понимает, что за свою работу, за свое творчество он ответит пред Богом, то, наверное, это сознание ответственности может очень значительно повлиять на творческий путь писателя.
И дай Бог, чтобы наша премия помогала тем, кто еще далек от осознания ответственности пред Богом за свой писательский труд, осознать эту ответственность. Чтобы каждый писатель делал все, что может, — опираясь на свой талант, на свое образование, на свой опыт, — ради того чтобы читатель стал духовно лучше, чище, мудрее. Чтобы труд писателя действительно был фактором совершенствования человеческой личности.
Эти слова я и хотел бы обратить и к лауреатам, и к номинантам, и вообще ко всему писательскому цеху. Помогай Господь всем вам, мои дорогие братья и сестра, труженики пера, сознавая свою ответственность, делать все для того, чтобы мир становился лучше.
Еще раз сердечно вас поздравляю и благодарю всех, кто присутствовал сегодня на этой торжественной и трогательной церемонии».
По завершении церемонии избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии была представлена 2-я симфония С.В. Рахманинова в исполнении Концертного симфонического оркестра Московской консерватории под управлением заслуженного артиста России профессора А.А. Левина. В этом году отмечается 150-летие со дня рождения великого русского композитора Сергея Рахманинова, в выдающихся произведениях которого — песнопениях «Литургии Святого Иоанна Златоуста», «Всенощного бдения» и других сочинениях — воплотились глубинные идеи русского Православия.
***
Патриаршая литературная премия учреждена Священным Синодом 25 декабря 2009 года (журнал № 115) с целью поощрения писателей, внесших существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей в жизни современного человека, семьи и общества, создавших высокохудожественные произведения, обогатившие русскую литературу. Премия не имеет аналогов в истории Русской Православной Церкви и других Поместных Православных Церквей.
Организацию мероприятий Патриаршей литературной премии обеспечивает Издательский Совет Русской Православной Церкви.
Первым лауреатом Патриаршей литературной премии в 2011 году стал писатель Владимир Крупин. Во втором премиальном сезоне (2012 год) победителями стали Олеся Николаева и Виктор Николаев. В 2013 году награды были удостоены Алексей Варламов, Юрий Лощиц и Станислав Куняев. В четвертом премиальном сезоне (2014 год) лауреатами стали протоиерей Николай Агафонов, Валентин Курбатов и Валерий Ганичев. В 2015 году премия была присуждена Юрию Бондареву, Юрию Кублановскому и Александру Сегеню, в 2016 году — Борису Екимову, Борису Тарасову и священнику Николаю Блохину, в 2017 году — Виктору Лихоносову, Борису Спорову и протоиерею Ярославу Шипову, в 2018 году — Владимиру Кострову, Константину Ковалеву-Случевскому, Виктору Потанину, в 2019 году — Дмитрию Володихину, Александру Стрижёву, Михаилу Тарковскому, в 2021 году — Мушни Ласуриа, Владимиру Малягину и Андрею Убогому, в 2022 году — архимандриту Дамаскину (Орловскому), Николаю Зиновьеву и Михаил Чванову.
Все новости раздела
Вечером 31 мая 2023 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил XII торжественную церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Патриаршая литературная премия за последние годы стала одним из самых ярких явлений в отечественной литературе. Ежегодно ее удостаиваются писатели, которые вносят особый вклад в развитие русской словесности, укрепление нравственных основ общества через свои произведения, а также стремятся в своем творчестве сохранить преемство духовной традиции отечественной культуры.
На церемонии присутствовали: председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент; председатель Синодального миссионерского отдела епископ Луховицкий Евфимий; личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла архимандрит Алексий (Туриков); заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации игумен Иоанн (Рубин); ректор Угрешской духовной семинарии игумен Мефодий (Зеньковский); заместитель руководителя Пресс-службы Патриарха Московского и все Руси Н.И. Державин; настоятельница Новодевичьего монастыря г. Санкт-Петербурга игумения София (Силина); заместитель министра культуры Российской Федерации Н.А. Преподобная, заместитель председателя комитета по экономической политике Совета Федерации ФС РФ К.К. Долгов; президент Международного Фонда духовного единства народов В.А. Алексеев; ректор Московской государственной консерватории А.А. Соколов; президент Российской библиотечной ассоциации М.Д. Афанасьев; председатель правления Союза писателей России Н.Ф. Иванов; президент Российской государственной библиотеки В.В. Федоров; главный редактор литературного журнала «Новый мир» А.В. Василевский; главный редактор литературного журнала «Знамя» С.И. Чупринин; директор Высшей школы печати и медиаиндустрии Московского политехнического университета Е.Л. Хохлогорская; ректор Московского государственного лингвистического университета И.А. Краева; сотрудники Издательского Совета Русской Православной Церкви, Издательства Московской Патриархии и других синодальных учреждений, духовенство и монашествующие.
Также мероприятие посетили члены Палаты попечителей Патриаршей литературной премии, российские литературоведы, журналисты, представители ряда государственных и общественных организаций, деятели культуры.
Вели церемонию артисты Сергей Борзов и Елена Юркина.
Церемония транслировалась в прямом эфире телеканалов «Союз», «Спас», на сайте Издательского Совета Русской Православной Церкви и на информационном портале Правчтение.ру.
В начале вечера состоялась демонстрация фильма о Патриаршей литературной премии. Премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия не случайно носит высокое и почетное звание «Патриаршая» — на протяжении всех лет ее существования Святейший Патриарх Кирилл с вниманием и отеческим попечением относится к развитию и распространению книжной культуры на всем пространстве канонической территории Русской Церкви.
Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам и гостям церемонии вручения Патриаршей литературной премии, а также к многочисленным телезрителям с Первосвятительским словом:
Ваше Высокопреосвященство! Досточтимые отцы, братья и сестры!
Сердечно приветствую всех вас — участников торжественной церемонии награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Отрадно, что каждая наша встреча становится поводом для серьезного разговора об отечественной культуре, о путях развития русской словесности и тех духовно-нравственных ценностях, которые ее сформировали и поныне определяют своеобразие нашей литературы.
Продолжая добрую традицию подобных совместных размышлений, хотел бы подчеркнуть символичность времени, в которое проводится церемония избрания и награждения лауреатов нашей литературной премии. А проходит эта церемония обычно в период между днем памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия — святых покровителей премии, и днем рождения Александра Сергеевича Пушкина, с чьим именем связывают формирование современного языка, начало расцвета русской поэзии и всей русской литературы в целом.
Эти две даты символически обозначают важнейшие вехи в истории русской культуры. Миссионерские труды Солунских братьев, стоявших у истоков славянской письменности, открыли нашему народу богатство христианской веры, приобщили их к свету евангельской истины. Творчество же Пушкина знаменует новый этап в развитии русской литературы, вошедший в историю как «золотой век» отечественной словесности.
Итак, с одной стороны — создание славянской письменности, с другой — расцвет русской литературы. Между этими событиями практически тысяча лет. Разумеется, они не были заполнены вакуумом. Русская литература родилась вовсе не в XVIII-XIX веках, она возникла «не вдруг» и выросла не одиноким деревом в чистом поле. Более того, скажу сейчас несколько дерзновенную мысль: то, что предшествовало так называемому «золотому веку», что подготовило его и сделало возможным появление литературных шедевров Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого, Островского и других гениальных русских писателей, поэтов и драматургов, стяжавших общемировую известность, было не менее важно, а в чем-то, быть может, даже более весомо и значительно для самой русской культуры.
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, уподобляя культуру «горному леднику, движущемуся медленно, но необычайно мощно», настаивал на том, что в корне неверны представления о том, «будто литература только "питается" жизнью, "отражая" действительность, прямолинейно стремится ее исправить». Напротив, отмечал Лихачев, «литература в огромной мере самодостаточна. Питаясь во многом за счет ею же самою созданных тем и образов, она бесспорно влияет на окружающий мир и даже формирует его»1.
На протяжении столетий наша литература насыщалась христианскими образами и символами, питала народную жизнь верой, формировала национальные идеалы. Думаю, не будет преувеличением сказать, что внимание к человеку, к его душе и движениям сердца — все то, в чем так преуспела русская литература, что составляет ее характерную особенность и определяет огромный вклад в общемировую культуру, — во многом произрастает из тех ценностных установок, на которые ориентировалась литература предшествующих эпох.
Вот взять, скажем, жития святых. Поистине «излюбленное чтение наших предков», — свидетельствовал Георгий Петрович Федотов2, исследовавший феномен древнерусской религиозности. Можно сказать, что истории о жизни и подвигах святых были своего рода художественной литературой того времени, но только литературой, основанной, как мы бы сказали сейчас, на реальных событиях. О большой популярности этого жанра словесности — не только среди монахов, но и среди мирян, заказывавших себе житийные сборники, — говорит и огромное число3 дошедших до нас списков и редакций ряда житий.
В чем же был секрет такой распространенности подобных произведений? Яркие рассказы о подвижниках — о тех, кто делом явил свою верность Богу, — производили сильнейшее впечатление на людей, вдохновляли их и давали решимость жить по-христиански. Примеры святых, «их идеал веками питал народную жизнь; у их огня вся Русь зажигала свои лампадки», как об этом замечательно писал Федотов4. Сонм угодников Божиих, которых породила русская земля, — самое убедительное тому подтверждение.
Если позволите, что-то расскажу из своей личной истории. Как вы знаете, я родился и воспитывался в глубоко религиозной семье, и жития святых были у нас практически каждодневным чтением. Нам не читали сказки, нам читали жития святых, и я вспоминаю то душевное состояние, которое складывалось под влиянием этих повествований, особенно когда речь шла о мучениках, об исповедниках, о тех, кто жизнь свою положил за Христа.
Действительно, жития святых — это совершенно особый жанр церковной словесности. Порою людям кажется, что святость — это что-то далекое, нереальное, что святые подвижники были раньше, во время оно, а сейчас этого вовсе нет. Однако проблема, безусловно, не в людях. «Многие приступают ко Господу — немногие решаются последовать Ему. Многие читают Евангелие, услаждаются, восхищаются высотою и святостью учения его, — немногие решаются направить поведение свое по правилам, которые законополагает Евангелие». Так писал святитель Игнатий (Брянчанинов), выдающийся иерарх Русской Православной Церкви XIX века, сокрушаясь о духовной немощи христиан. К сожалению, его слова справедливы и по сей день. Приступая ко Господу, мы должны вооружиться не только верой, но и решимостью следовать за Ним.
Что же можно сделать, чтобы преодолеть дефицит этой решимости? Прежде всего нужны яркие примеры. Как известно, слова назидают — примеры влекут, и это аксиома. Литература может помочь решить эту важнейшую духовную задачу: используя доступные ей художественные средства, она способна убеждать, вдохновлять и побуждать. Задача литературы сегодня — убрать зазор между эпохами и убедительно показать, что христианская святость — это не что-то недоступное, не предания старины глубокой, как порою ошибочно думают некоторые люди и тем самым оправдывают свои немощи. Ведь у нас есть не только опыт древних подвижников благочестия, но и удивительные примеры новомучеников и исповедников XX века, о которых необходимо рассказывать современникам. Они близки к нам, это почти наши современники, и потому опыт их жизни, их религиозный опыт и, конечно, пережитые ими страдания и мученическая смерть не могут не вдохновлять нас, укрепляя нашу веру и нашу готовности следовать за Христом даже по самым трудным жизненным путям.
Подлинная русская литература в основе своей христианская. Свидетельство тому — и произведения лауреатов и номинантов прошлых лет и этого сезона.
Нынешний 2023-й год объявлен Годом русского языка, а также Годом педагога и наставника. Хотел бы выразить надежду на то, что вручение Патриаршей литературной премии также станет важным вкладом в развитие русской словесности и воспитание подрастающего поколения, ведь литература во многом формирует мир человека, особенно мир ребенка.
Известный отечественный педагог Константин Дмитриевич Ушинский, 200 лет со дня рождения которого отмечается в этом году, понимал и старался5 донести до других, что знания сами по себе не сделают человека хорошим, не поменяют его к лучшему — для этого нужно воспитание. «Читать — это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело»6. Действительно, прочитанное должно проходить через собственный анализ, через собственную оценку, и лишь тогда то, что было почерпнуто из чтения, становится частью нашей культуры и влияет на формирование нашей личности.
Добрые, качественные книги на русском языке, с христианским нравственным содержанием, сегодня особенно востребованы на новых российских территориях. Знаю, что люди спрашивают их в библиотеках. В течение долгого времени такие книги, к сожалению, вытеснялись и заменялись, мягко говоря, сомнительными изданиями. Сегодня очень важно, чтобы на эти земли вновь пришла настоящая литература, чтобы современные дети, подростки, молодежь росли и взрослели именно на ней. Поэтому всегда очень радуюсь, когда узнаю, что на территорию Донбасса, Луганска и Запорожья отправляются большие партии книг.
Сегодня здесь собрались авторы, которые творят литературу глубокую, нравственную, отзывающуюся в сердцах людей самыми добрыми чувствами и побуждающую к серьезным духовным размышлениям. Хотел бы выразить всем вам свою искреннюю признательность за труды, способствующие христианскому воспитанию и просвещению наших современников. Это дает надежду, что русская литература, а вместе с ней и русская культура в целом будут развиваться в правильном направлении. Дай Бог, чтобы мощный горный ледник нашей словесности, продолжая свое неослабное движение вперед, творчески осмыслял опыт предшествующих эпох и созидал настоящую культуру, основанную на непреходящих духовно-нравственных ценностях, ведь в конечном счете, как верно отмечал Лихачев, именно «культура — это то, что в значительной мере оправдывает пред Богом существование народа»7.
Призываю на всех вас и на ваши труды благословение Божие и желаю дальнейших успехов на литературном поприще. Благодарю за внимание.
В 2023 году была рассмотрена 31 заявка на соискание Патриаршей литературной премии из разных регионов России, а также из Белоруссии и Латвии. Совет экспертов премии рассмотрел состав «длинного» списка и предложил кандидатуры номинантов Премии. В ходе заседания в апреле с.г. Палатой попечителей был утвержден «короткий список» номинантов Премии.
В список номинантов Патриаршей литературной премии 2023 года вошли 9 человек:
- Анатолий Аврутин (Минск),
- Вячеслав Бондаренко (Минск),
- протоиерей Владимир Вигилянский (Москва),
- Александр Дворкин (Москва),
- Геннадий Иванов (Москва),
- Светлана Кекова (Саратов),
- Игорь Смолькин (Псков),
- Алексей Солоницын (Самара),
- Валерий Хайрюзов (Иркутск).
Имена лауреатов определяются тайным голосованием. Для подсчета голосов из числа членов Палаты попечителей была сформирована Счетная комиссия в следующем составе:
- президент Российской государственной библиотеки В.В. Федоров,
- драматург, лауреат Патриаршей литературной премии В.Ю. Малягин,
- поэт, искусствовед, лауреат Патриаршей литературной премии Ю.М. Кублановский.
Состоялись выборы лауреатов Патриаршей литературной премии. Во время голосования и подсчета голосов на экранах демонстрировались фильм и фрагменты интервью с каждым из номинантов премии 2023 года.
По результатам голосования лауреатами Патриаршей литературной премии 2023 года стали:
- писатель протоиерей Владимир Вигилянский (Москва),
- поэт Светлана Васильевна Кекова (Саратов),
- прозаик Валерий Николаевич Хайрюзов (Иркутск).
Святейший Владыка вручил лауреатам сертификаты, дипломы и знаки премии — медали и хрустальные фигуры с изображением святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Каждый из лауреатов обратился со словом к участникам церемонии и выразил благодарность Святейшему Патриарху Кириллу за высокое признание и награду.
Затем на сцену были приглашены все номинанты премии 2023 года, каждому из которых Предстоятель Русской Церкви вручил Патриарший знак «За вклад в развитие русской литературы» и диплом.
Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с заключительным словом.
«Дорогие братья и сестра!
Хотел бы поздравить и лауреатов, и номинантов. Вы вносите реальный вклад не только в современную русскую литературу, но в духовную жизнь нашего народа. Ведь так и должна действовать высокая литература — на сознание, на душу человека, пробуждая лучшее и помогая человеку бороться со своими собственными страстями, грехами, со всем тем, что омрачает его личную жизнь, а в контактах с людьми омрачает и жизнь ближних.
В каком-то смысле высокая литература делает то же, что и Церковь, но другими средствами и другими способами. Если писатель сознает ответственность за результаты своего труда, за то, какой след сказанное и написанное им слово оставляет в душах людей, если он понимает, что за свою работу, за свое творчество он ответит пред Богом, то, наверное, это сознание ответственности может очень значительно повлиять на творческий путь писателя.
И дай Бог, чтобы наша премия помогала тем, кто еще далек от осознания ответственности пред Богом за свой писательский труд, осознать эту ответственность. Чтобы каждый писатель делал все, что может, — опираясь на свой талант, на свое образование, на свой опыт, — ради того чтобы читатель стал духовно лучше, чище, мудрее. Чтобы труд писателя действительно был фактором совершенствования человеческой личности.
Эти слова я и хотел бы обратить и к лауреатам, и к номинантам, и вообще ко всему писательскому цеху. Помогай Господь всем вам, мои дорогие братья и сестра, труженики пера, сознавая свою ответственность, делать все для того, чтобы мир становился лучше.
Еще раз сердечно вас поздравляю и благодарю всех, кто присутствовал сегодня на этой торжественной и трогательной церемонии».
По завершении церемонии избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии была представлена 2-я симфония С.В. Рахманинова в исполнении Концертного симфонического оркестра Московской консерватории под управлением заслуженного артиста России профессора А.А. Левина. В этом году отмечается 150-летие со дня рождения великого русского композитора Сергея Рахманинова, в выдающихся произведениях которого — песнопениях «Литургии Святого Иоанна Златоуста», «Всенощного бдения» и других сочинениях — воплотились глубинные идеи русского Православия.
***
Патриаршая литературная премия учреждена Священным Синодом 25 декабря 2009 года (журнал № 115) с целью поощрения писателей, внесших существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей в жизни современного человека, семьи и общества, создавших высокохудожественные произведения, обогатившие русскую литературу. Премия не имеет аналогов в истории Русской Православной Церкви и других Поместных Православных Церквей.
Организацию мероприятий Патриаршей литературной премии обеспечивает Издательский Совет Русской Православной Церкви.
Первым лауреатом Патриаршей литературной премии в 2011 году стал писатель Владимир Крупин. Во втором премиальном сезоне (2012 год) победителями стали Олеся Николаева и Виктор Николаев. В 2013 году награды были удостоены Алексей Варламов, Юрий Лощиц и Станислав Куняев. В четвертом премиальном сезоне (2014 год) лауреатами стали протоиерей Николай Агафонов, Валентин Курбатов и Валерий Ганичев. В 2015 году премия была присуждена Юрию Бондареву, Юрию Кублановскому и Александру Сегеню, в 2016 году — Борису Екимову, Борису Тарасову и священнику Николаю Блохину, в 2017 году — Виктору Лихоносову, Борису Спорову и протоиерею Ярославу Шипову, в 2018 году — Владимиру Кострову, Константину Ковалеву-Случевскому, Виктору Потанину, в 2019 году — Дмитрию Володихину, Александру Стрижёву, Михаилу Тарковскому, в 2021 году — Мушни Ласуриа, Владимиру Малягину и Андрею Убогому, в 2022 году — архимандриту Дамаскину (Орловскому), Николаю Зиновьеву и Михаил Чванову.
Другие новости раздела
Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня добровольца
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением по случаю Дня добровольца.
В день памяти святителя Тихона и отцов Поместного Собора 1917-1918 годов Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Донском монастыре
18 ноября, в 107-ю годовщину избрания на Патриарший престол святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Большом соборе Донского ставропигиального мужского монасты
Популярные новости
Приезд нового Митрополита Омского и Тарского
Стала известна примерная дата, когда в Омск приедет новый митрополит Дионисий. Назначенному накануне главе Омской митрополии необходимо сдать дела в Москве, и ближе к концу следующей недели ожидается его приезд в Омск.
В канун праздника Казанской иконы Божией Матери митрополит Омский и Таврический Дионисий совершил всенощное бдение в нашем храме
В канун праздника Казанской иконы Божией Матери митрополит Омский и Таврический Дионисий совершил всенощное бдение в храме Казанской иконы Божией Матери
Митрополит Омский и Таврический Владимир ушел на покой
Митрополит Омский и Таврический Владимир ушел на покой